Биометрические данные в Сбербанк что это, можно ли отказаться

В середине 2018 года большинство банковских учреждений России начали собирать биометрические данные своих клиентов. Широкую огласку это событие получило после того, как Сбербанк – ведущая финансовая организация нашей страны – присоединился к этой системе. Люди слабо понимают необходимость этого нововведения, а ведь процедура биометрии продиктована федеральным законодательством. Сбор данных будет осуществляться на базе технологической платформы, разработанной «Ростелекомом» и «Финтехом». В настоящее время к ней подключились практически все крупные российские банки.

Что же такое биометрические данные?

Согласно определению, биометрические данные – уникальные биологические и физиологические характеристики человека, позволяющие идентифицировать его личность. Системы распознавания, основанные на этих параметрах, начали появляться в мире в 60-70-ых годах XX века, получив активное распространение уже в наше время. Эти параметры, так называемые биомаркеры, делятся на врожденные и приобретенные.

К первым относят:

  • отпечатки пальцев;
  • форма лица;
  • форма кистей рук;
  • венозная сетка рук и тела;
  • радужная оболочка глаз;
  • ДНК.

Ко вторым относятся:

  • почерк;
  • голос;
  • походка.

В настоящее время российскими банкам, в том числе Сбербанком, наиболее активно используются две биометрические характеристики – лицо и голос.

Зачем банки собирают биометрические данные клиентов?

Основной причиной нововведения эксперты называют стремление банков к улучшению качества оказания онлайн-услуг. Благодаря биометрии, у клиентов появится больше возможностей для решения своих проблем, исключая посещение офисов Сбербанка. Например, теперь при обращении в контактный центр произойдет идентификация голоса вместо озвучивания кодового слова и паспортных данных. Биометрические технологии не только экономят время клиента, но и снижают расходы самого банка на содержание отделений и выплату зарплат.

Кроме того, внедрение биометрии позволит отслеживать должников и преступников, которые используют банкоматы, оснащенные видеокамерами. Это всё в свою очередь уменьшит риски мошенничества и использования чужих банковских карт.

Процедура сбора биометрических данных

Сдавать биометрию сейчас необязательно, более того принудить к этому никто не имеет право. Однако государство стимулирует банковские организации внедрять нововведения.

Итак, для того чтобы разместить свои показатели в Единой биометрической системе (ЕБС), необходимо прийти в офис банка с паспортом и СНИЛС. После этого подписывается двусторонний договор о согласии на прохождение биометрии и последующую обработку персональных данных в соответствии со 152 федеральным законом. Затем происходит запись голос клиента (необходимо произнести цифры от 1 до 10 и в обратном порядке), фотографируется лицо и составляется его трехмерная модель. Полученные данные при помощи портала Госуслуги выгружаются в ЕБС. Вся процедура занимает от 15-20 минут до полутора часов.

Специалисты рекомендуют обновлять свои биометрические данные каждые три года, дабы они сохраняли свою актуальность. А вообще срок согласия на хранение и использование биометрии составляет 50 лет.

Можно ли отказаться от такой услуги?

Разумеется, возможность отказа от биометрии присутствует. Но стоит иметь в виду, что с 2019 года Сбербанк внес изменения в условия работы: теперь при несогласии клиента пройти процедуру биометрической идентификации банк вправе отказать в предоставлении некоторых услуг без объяснения причин. В самом тяжелом положении оказываются заемщики, которым приходится предоставлять биометрию ради получения кредита.

ВАЖНО: «У любого гражданина есть возможность удалить свои данные из ЕБС. Для этого следует отправить заявку через личный кабинет в Госуслугах».

О плюсах и минусах системы сбора биометрических данных

Плюсы:

  • Увеличенная защита от мошенничества.
  • Отсутствие необходимости запоминать пароли и кодовые слова.
  • Своевременное решение срочных проблем, экономия времени клиента (особенно актуально для жителей отдаленных населенных пунктов).
  • Обслуживание без документации, уточняющей личность.

Минусы:

  • Недостаточная отладка процедуры сдачи биометрических данных.
  • Возникновение трудностей с распознаванием голоса при простудных .заболеваниях.
  • Несовершенство системы хранения персональной информации, возможность утечек и взломов.

Однако отечественные разработчики стремятся к безопасности пользователей, поэтому биометрические данные хранятся в ЕБС без привязки к персональным. Вся информация передается по шифрованным каналам, а изображение лица и голос сверяются по множеству параметров. Обработка биометрических данных происходит на оборудовании, сертифицированном по российским и международным стандартам. По мнению специалистов Ростелекома, вероятность ошибки системы – 1 к 10 миллионам.

Эксперты советуют сочетать биометрию с другими способами защиты: PIN-кодами, паролями, кодовыми словами. Это существенно улучшит сохранность и неприкосновенность персональных данных. Надо понимать, что биометрические параметры могут быть переданы только в государственные органы в целях исполнения требований законодательства, а также дочерним банкам.

Тем временем Сбербанк к 2020 году планирует оснастить абсолютно все свои банкоматы функцией распознавания по лицу. Другие финансовые организации также активно продвигают биометрические технологии в своих сервисах и приложениях. А это означает, что в дальнейшем они станут неотъемлемой частью нашей жизни. Со временем Единая биометрическая система начнет действовать в сферах медицины, образования, торговли. Но сейчас перед бизнесом и государством стоит другая задача – повысить привлекательность биометрии для рядовых граждан, развенчать все мифы, связанные с ней, обеспечить безопасность и конфиденциальность всех персональных данных.

К прочтению:  RunPay OREL RUS: как отписаться от платных услуг, сняли деньги
Оцените статью
Пошаговый информационный помощник в области финансовых услуг