В середине 2018 года большинство банковских учреждений России начали собирать биометрические данные своих клиентов. Широкую огласку это событие получило после того, как Сбербанк – ведущая финансовая организация нашей страны – присоединился к этой системе. Люди слабо понимают необходимость этого нововведения, а ведь процедура биометрии продиктована федеральным законодательством. Сбор данных будет осуществляться на базе технологической платформы, разработанной «Ростелекомом» и «Финтехом». В настоящее время к ней подключились практически все крупные российские банки.
Что же такое биометрические данные?
Согласно определению, биометрические данные – уникальные биологические и физиологические характеристики человека, позволяющие идентифицировать его личность. Системы распознавания, основанные на этих параметрах, начали появляться в мире в 60-70-ых годах XX века, получив активное распространение уже в наше время. Эти параметры, так называемые биомаркеры, делятся на врожденные и приобретенные.
К первым относят:
- отпечатки пальцев;
- форма лица;
- форма кистей рук;
- венозная сетка рук и тела;
- радужная оболочка глаз;
- ДНК.
Ко вторым относятся:
- почерк;
- голос;
- походка.
В настоящее время российскими банкам, в том числе Сбербанком, наиболее активно используются две биометрические характеристики – лицо и голос.
Зачем банки собирают биометрические данные клиентов?
Основной причиной нововведения эксперты называют стремление банков к улучшению качества оказания онлайн-услуг. Благодаря биометрии, у клиентов появится больше возможностей для решения своих проблем, исключая посещение офисов Сбербанка. Например, теперь при обращении в контактный центр произойдет идентификация голоса вместо озвучивания кодового слова и паспортных данных. Биометрические технологии не только экономят время клиента, но и снижают расходы самого банка на содержание отделений и выплату зарплат.
Кроме того, внедрение биометрии позволит отслеживать должников и преступников, которые используют банкоматы, оснащенные видеокамерами. Это всё в свою очередь уменьшит риски мошенничества и использования чужих банковских карт.
Процедура сбора биометрических данных
Сдавать биометрию сейчас необязательно, более того принудить к этому никто не имеет право. Однако государство стимулирует банковские организации внедрять нововведения.
Итак, для того чтобы разместить свои показатели в Единой биометрической системе (ЕБС), необходимо прийти в офис банка с паспортом и СНИЛС. После этого подписывается двусторонний договор о согласии на прохождение биометрии и последующую обработку персональных данных в соответствии со 152 федеральным законом. Затем происходит запись голос клиента (необходимо произнести цифры от 1 до 10 и в обратном порядке), фотографируется лицо и составляется его трехмерная модель. Полученные данные при помощи портала Госуслуги выгружаются в ЕБС. Вся процедура занимает от 15-20 минут до полутора часов.
Специалисты рекомендуют обновлять свои биометрические данные каждые три года, дабы они сохраняли свою актуальность. А вообще срок согласия на хранение и использование биометрии составляет 50 лет.
Можно ли отказаться от такой услуги?
Разумеется, возможность отказа от биометрии присутствует. Но стоит иметь в виду, что с 2019 года Сбербанк внес изменения в условия работы: теперь при несогласии клиента пройти процедуру биометрической идентификации банк вправе отказать в предоставлении некоторых услуг без объяснения причин. В самом тяжелом положении оказываются заемщики, которым приходится предоставлять биометрию ради получения кредита.
ВАЖНО: «У любого гражданина есть возможность удалить свои данные из ЕБС. Для этого следует отправить заявку через личный кабинет в Госуслугах».
О плюсах и минусах системы сбора биометрических данных
Плюсы:
- Увеличенная защита от мошенничества.
- Отсутствие необходимости запоминать пароли и кодовые слова.
- Своевременное решение срочных проблем, экономия времени клиента (особенно актуально для жителей отдаленных населенных пунктов).
- Обслуживание без документации, уточняющей личность.
Минусы:
- Недостаточная отладка процедуры сдачи биометрических данных.
- Возникновение трудностей с распознаванием голоса при простудных .заболеваниях.
- Несовершенство системы хранения персональной информации, возможность утечек и взломов.
Однако отечественные разработчики стремятся к безопасности пользователей, поэтому биометрические данные хранятся в ЕБС без привязки к персональным. Вся информация передается по шифрованным каналам, а изображение лица и голос сверяются по множеству параметров. Обработка биометрических данных происходит на оборудовании, сертифицированном по российским и международным стандартам. По мнению специалистов Ростелекома, вероятность ошибки системы – 1 к 10 миллионам.
Эксперты советуют сочетать биометрию с другими способами защиты: PIN-кодами, паролями, кодовыми словами. Это существенно улучшит сохранность и неприкосновенность персональных данных. Надо понимать, что биометрические параметры могут быть переданы только в государственные органы в целях исполнения требований законодательства, а также дочерним банкам.
Тем временем Сбербанк к 2020 году планирует оснастить абсолютно все свои банкоматы функцией распознавания по лицу. Другие финансовые организации также активно продвигают биометрические технологии в своих сервисах и приложениях. А это означает, что в дальнейшем они станут неотъемлемой частью нашей жизни. Со временем Единая биометрическая система начнет действовать в сферах медицины, образования, торговли. Но сейчас перед бизнесом и государством стоит другая задача – повысить привлекательность биометрии для рядовых граждан, развенчать все мифы, связанные с ней, обеспечить безопасность и конфиденциальность всех персональных данных.